«Аутизм — это не всегда нарушения интеллекта»: как Центр поддержки семьи «Обнажённые сердца» в Москве помогает детям

10 октября — Всемирный день инклюзии

The Symbol

1 октября в Москве свои двери распахнул центр поддержки семьи «Обнажённые сердца», который станет основной площадкой Фонда, объединяющей помощь детям с нарушениями развития, поддержку родителей и обучение специалистов со всей России и стран СНГ. Старший редактор thesymbol.ru Елизавета Горбунова отправилась туда сразу после открытия, чтобы своими глазами увидеть, как устроена работа Центра, и поговорить с его сотрудниками.

I

«У нас теперь есть дом и мы можем принимать гостей», — не скрывая воодушевления рассказывает директор Фонда «Обнажённые сердца» Инна Монова. Новый Центр поддержки семьи «Обнажённые сердца» расположился в историческом особняке на Новинском бульваре, его в безвозмездное пользование передала мэрия Москвы. Внутри — просторно, светло и уютно. Раньше московский Центр работал в съемном помещении площадью всего 160 м², где приходилось ютиться и детям, и родителям, и сотрудникам — какие уж тут гости?

О принципах работы центра Инна рассказывает на примере пирамиды. На ее верхушке — дети с аутизмом, которым нужна помощь в освоении навыков, социализации и восполнении других дефицитов, обусловленных диагнозом. Дальше идут родители детей, которым необходима помощь и поддержка. Следующий «ярус» — это специалисты, которых необходимо обучать не только работать с детьми, но и давать им компетенции для обучения новых специалистов, чтобы количество детей в программах продолжало расти. И, наконец, «основание» пирамиды — это все общество, которому нужно помочь стать более открытым, чтобы создать инклюзию. Помочь с этим — цель работы Центра и Фонда «Обнажённые сердца».

Если вы никогда не сталкивались с РАС (расстройство аутистического спектра), то наверняка стакливались с мифами вокруг этой темы. Начать стоит с того, что аутизм — это не болезнь. Им нельзя заразиться, равно как и выздороветь. Аутизм — это состояние, с которым человек рождается и проживает всю жизнь. И как раз над тем, чтобы эта жизнь была полноценной, и работают в Центре. «Просто представьте, что мы сидим с вами в комнате, здесь жарко и душно, настолько, что находиться в ней с каждой минутой становится все неприятнее, — предлагает довольно простой пример Анастасия Титова, заместитель руководителя Центра поддержки семьи "Обнажённые сердца" в Москве, тренер программы Джаспер. — Кто-то из нас, вероятно, просто встанет с места, включит кондиционер или откроет окно. Человек с аутизмом, из-за трудностей в коммуникации, не может никому сказать, что ему некомфортно. Он будет тревожиться, нервничать, ему будет очень плохо, будет сложно находиться в обществе, отчего даже может возникнуть нежелательное поведение. В целом наш мозг устроен так, что мы очень быстро находим выходы из ситуации, способы решения той или иной проблемы. А при аутизме с этим есть сложности. Один из главных мифов, который, к сожалению, до сих пор бытует в обществе, что люди с РАС — глупые. На самом деле аутизм — это не всегда нарушения интеллекта. Некоторые дети с РАС знают даже больше своих сверстников, просто не могут сообщить об этом».

Автор этой статьи, в рамках тренинга буквально на 5 минут попробовала встать на место человека с аутизмом. Мне дали несколько карточек с самыми простыми заданиями (например, сообщить, что я голодна) и попросили донести до окружающих смысл написанного, не используя ни речь, ни жесты. Меня это, казалось бы, простое задание, поставило в ступор: мне быстро стало не по себе. Хотя в условиях этой «игры» потребности у меня были самые базовые, в реальной жизни их в десятки, а то и в сотни раз больше, и они гораздо многограннее. Найти решение удалось: мне выдали альбом с карточками-картинками, при помощи которых я объяснила, что мне нужно. Работу с такими альбомами (или планшетами с аналогичными программами), как еще и десятки других необходимых для жизни навыков, маленькие подопечные Центра приобретают при помощи Ассерт (интенсивной поведенческой программы).

Занятие по программе Ассерт в Центре поддержки семьи «Обнажённые сердца»

Занятие по программе Ассерт в Центре поддержки семьи «Обнажённые сердца»

Занятие по программе Ассерт в Центре поддержки семьи «Обнажённые сердца»

Занятие по программе Ассерт в Центре поддержки семьи «Обнажённые сердца»

II

Мы заглянули в кабинет, где проходят занятия. Малыши с педагогами сидят в отдельных «кабинках». Занятие у каждого ребенка свое — все работают по своим индивидуальным программам, которые составляют в зависимости от исходных данных и целей. Здесь дети учатся не только коммуникации, но и осваивают множество других навыков. От академических до навыков самообслуживания, в том числе гигиену и питание: с ними у детей с РАС также могут быть трудности.

«Эффективность программы Ассерт  проверена не только множеством клинических испытаний, но и нашим собственным опытом работы с детьми, в том числе с по-настоящему сложными случаями, — делится Анастасия. — Расскажу на примере истории одного из подопечных нашего центра, Марка. Он пришел в  Ассерт почти в 4 года — в этом возрасте он вообще не разговаривал. В ходе занятий мы освоили с ним коммуникативный планшет: на нем установлена специальная программа с карточками-картинками, которая озвучивает желаемое изображение при нажатии. Оказалось, что Марк знает не то, что в 10, а в 50, а то и в 100 раз больше, чем мы в принципе могли подумать, а еще умеет читать и даже шутить. Специфически, конечно, но все же. Юмор как концепт в целом не дается многим людям с РАС. А он все это умел, просто у него не было инструмента, чтобы это продемонстрировать. Да, возможно, этот планшет будет с ним всю жизнь. Но разве это важно, если некогда совершенно не говорящий человек получил возможность общаться?».  

«Аутизм — это не всегда нарушения интеллекта»: как Центр поддержки семьи «Обнажённые сердца» в Москве помогает детям

«Аутизм — это не всегда нарушения интеллекта»: как Центр поддержки семьи «Обнажённые сердца» в Москве помогает детям

Мы проходим через игровую, где дети проводят перерывы. Ассерт — интенсивная поведенческая программа: ребята занимаются 5 дней в неделю по 4 часа. В их возрасте (а в программу берут детей до 3,5 лет) — это полноценный рабочий день, поэтому отдых между занятиями обязателен. В игровой еще один малыш, который общается при помощи картинок, только у него они не на планшете, а в альбоме. Из раза в раз он достает из альбома карточку с изображением мыльных пузырей и показывает педагогу. Педагог в ответ пускает пузыри, а ребенок прыгает от радости и широко улыбается. Вот и наглядное опровержение еще одного мифа об аутизме: дети с РАС не обязательно замкнутые и безэмоциональные, просто из-за трудностей в коммуникации они часто не могут сказать или показать, что приносит им радость.

Следующая комната, в которую мы зашли, тоже очень напоминает игровую. Здесь огромный стеллаж с разными игрушками, разложенными по ящикам. Каждый ящик подписан: «животные», «уборка», «доктор», «ферма». И это не вовсе не аккуратизм — все игрушки нужны для второй программы, по которой занимаются подопечные центра, под названием Джаспер. «Для ребенка с аутизмом игра — часто не развлечение, а задание, — поясняет Анастасия. — Настоящая работа, которую ребенок может не захотеть выполнять. Но игры в дошкольном возрасте очень важны для развития, поэтому его нужно учить играть. В пространстве игры мы развиваем у ребенка коммуникативные навыки, умение ждать, делиться игрушками, умение принять, что что-то происходит не так, как ему того хочется». Последнему, кажется, стоит поучиться нам всем.

«Аутизм — это не всегда нарушения интеллекта»: как Центр поддержки семьи «Обнажённые сердца» в Москве помогает детям

«Аутизм — это не всегда нарушения интеллекта»: как Центр поддержки семьи «Обнажённые сердца» в Москве помогает детям

III

«Если типично развивающиеся дети как правило сами инициируют игру, сами подходят к родителям, сами объясняют правила и ждут от родителя участия, ребенок РАС не только не выступает инициатором сам, но и едва ли включится в игру, которую предлагает родитель. А когда мама не может даже поиграть со своим собственным ребенком, это очень тяжело. Многие считают, что проблема в них, что это они что-то делают не так, поэтому уходят в депрессию и замыкаются в своей проблеме, — рассказывает Анастасия. — Наша задача — дать родителям понять, что они не одни, что рядом есть люди, которые готовы их поддержать, просто обнять и сказать: вы хорошие родители, вы заметили, что у ребенка есть трудности, вы сделали все, что могли, сейчас нужно просто подождать».

Если вы заглянете в Центр, обязательно встретите здесь родителей. Они не только приводят детей на занятия, но и занимаются сами. Например, для всех родителей, чьи дети участвуют в Джаспер, есть специальная «родительская» версия программы. Там под наблюдением сертифицированного тренера они учатся играть со своими детьми.

Еще одна программа Центра — «Ранняя пташка». Это восемь двухчасовых сессий для родителей, которые впервые столкнулись с диагнозом и не знают, как правильно действовать дальше. «В самом начале родители часто напуганы, — рассказывает Анастасия. — Я никогда не забуду историю одной семьи, где родители взяли огромный кредит, заложили квартиру, потому что им пообещали вылечить ребенка от аутизма за какую-то совершенно баснословную сумму. Вы наверняка догадываетесь, что в итоге они остались без квартиры, без денег, а аутизм никуда не делся. Именно поэтому с родителями очень важно разговаривать. О том, что такое аутизм на самом деле, честно говорить обо всех связанных с ним трудностях и предлагать план действий, который поможет с этими трудностями справиться, развеивать какие-то мифы. Мы часто видим, что уже на первой сессии родители выдыхают с облегчением, потому что теперь понимают, что ребенок так себя ведет не из-за них, не из-за того, что он их не любит, и не из-за того, что они плохие родители. А потому что это особенность аутизма. Что по-настоящему здорово, так это то, что все эти родители остаются на связи и после завершения программы. У нас есть чаты с каждым потоком "Пташки", и активность в них не прекращается. Родители общаются, задают друг другу вопросы, делятся опытом, просто ходят вместе в кафе или на прогулки. Самые деятельные потом объединяются, организовывают в школах ресурсные классы, вместе стараются создать максимально комфортную среду для своих детей. Образуется целое комьюнити из людей, которые понимают опыт, боли и тревоги друг друга».

Занятие по игровой программе Джаспер в Центре поддержки семьи «Обнажённые сердца»

Занятие по игровой программе Джаспер в Центре поддержки семьи «Обнажённые сердца»

Cтеллаж с игрушками для занятий по программе Джаспер

Cтеллаж с игрушками для занятий по программе Джаспер

IV

Как ни крути, количество детей, которые одновременно могут получать помощь в Центре, ограничено, в первую очередь из-за количества специалистов. «У Ассерт и Джаспер разные сроки, поэтому каждый раз, когда одна из двух программ подходит к концу, мы открываем набор на сайте, дополнительно анонсируем его в своих соцсетях, — объясняет Анастасия. — Дальше все просто: мы всех приглашаем на консультацию, в том порядке, в котором были поданы заявки. Задаем дополнительные вопросы, определяем порядок действий. Каждый ребенок индивидуален, и это важно учитывать при составлении программы. Конечно, мы не можем охватить всех. Теоретически мы могли бы сократить время занятий, заниматься с каждым ребенком по 15 минут, тогда технически участие в программе приняли бы в десятки, а то и в сотни раз больше детей, но качественной помощи ни один не получил бы. Я говорю об этом с такой уверенностью, потому что я работала по такой системе. 15-ти минут для любого занятия мало, особенно если речь про ребенка с аутизмом. Он может не захотеть сразу начинать, его нужно усадить, заинтересовать. На это уже уйдет больше четверти часа».

«Аутизм — это не всегда нарушения интеллекта»: как Центр поддержки семьи «Обнажённые сердца» в Москве помогает детям

«Сейчас наша главная задача — стабилизировать свою фандрайзинговую модель, — отвечает на вопрос о дальнейших планах Центра Инна Монова. — Нам очень важно создать фундамент в виде стабильного финансирования для того, чтобы мы могли нанимать больше специалистов. Здесь простая математика: чем больше будет специалистов, тем большему количеству детей мы сможем помогать одновременно. А педагогов мы не просто нанимаем, мы сначала обучаем их, потому что на рынке труда, к сожалению, их просто не существует. Мы должны потратить время для того, чтобы добиться определенного уровня. Здесь нельзя что-то пропустить или "перешагнуть": если мы обучили человека в Центре, и он поехал обратно в условный Ханты-Мансийск, нам надо быть уверенными, что там он будет использовать методику на 100% так же, как мы ее давали. Над нами некоторые смеются, мол слишком много ресурса мы тратим на этот "идеальный" результат. Но в нашей работе по-другому нельзя, людям с аутизмом можно помочь только если делать все так, как написано, и никак по-другому».

«Наша работа, скажем открыто, непростая, — признается Анастасия Титова — не хочется строить по этому поводу какие-то иллюзии. Но если у любого специалиста спросить, зачем он это делает, он вам без труда ответит. Мы тесно взаимодействуем с детьми и их родителями, замечаем даже самый малейший прогресс, и это очень мотивирует. А еще мы каждый день видим, как меняем качество жизни семьи. Например, всегда приятно увидеть, что мама ребенка, которая привела его к нам в программу, находясь в постоянной тревоге, вдруг сделала новую стрижку, покрасилась или сделала маникюр. Вроде такая мелочь, но это не только визуальные изменения, но и внутренние. Родители становятся спокойнее, чаще улыбаются, потому что обретают уверенность в будущем своего ребенка. И ради этого ты готов уставать на своей работе снова и снова. Конечно, мы будем счастливы, если наука придумает ту самую "волшебную таблетку" и аутизма просто не будет. Я с радостью найду себе другую работу. Но сейчас, к сожалению, этот диагноз не лечится, нет никакой таблетки. А я знаю, как помочь ребенку, как помочь его семье. Поэтому я продолжаю это делать».

Педагогов на стажировку Центр принимает по конкурсу. «Самое важное для нас, — говорит Инна Монова, — что специалисты будут в дальнейшем работать с детьми бесплатно: не важно, в нашем же центре или в любом самом далеком от Москвы регионе России. Мы не обучаем людей для того, чтобы они пошли в какое-нибудь частное заведение вести Джаспер и  Ассерт за деньги, потому что наша цель —максимально повысить доступность помощи для детей с аутизмом». 

Специалист центра «Обнажённые сердца» во время занятия.

Специалист центра «Обнажённые сердца» во время занятия.

Анастасия Титова проводит консультацию для родителя на первом занятии по программе Джаспер

Анастасия Титова проводит консультацию для родителя на первом занятии по программе Джаспер

V

Московский Центр, открывшийся в 2020 году, достаточно молодой — первый Центр поддержки семьи «Обнажённые сердца» открылся в Нижнем Новгороде еще в 2011 году. «Там мы начали раньше, пробовали больше, — объясняет Инна. — Успели много всего сделать и наладить процессы еще до пандемии, когда к нам приезжали эксперты из-за границы, проводили большие семинары и практикумы, а наши сотрудники постоянно ездили на стажировки. Сейчас, конечно, таких возможностей нет, но новое пространство все равно позволит нам открыть в Москве еще ряд программ, которые успешно работают в Нижнем Новгороде. Например, начать работу "группы социальных навыков" для детей, которые уже прошли одну из наших программ и теперь собираются идти в детский сад, где нужно социализироваться с другими детьми. Если нейротипичный ребенок учится этому естественным образом, то ребенка с аутизмом нужно целенаправленно учить как взаимодействовать в группе, как ждать своей очереди, как попросить о помощи или поднять руку.

Еще одна программа, которую нам не терпится начать в Центре в Москве — сопровождаемое трудоустройство для взрослых с аутизмом. Мы запустили этот проект в 2020 году, и с тех пор провели огромный объем исследований, разобрались во всех юридических тонкостях, посмотрели на эту практику как с точки зрения семьи молодого человека с аутизмом, которого они должны впервые «отправить» на работу, так и с точки зрения работодателя, изучили трудовое законодательство и обнаружили все подводные камни. То есть мы знаем, как это сделать максимально комфортно и полезно для всех сторон. И это регулярно подтверждают отзывы: и от самих трудоустроенных, которые благодаря нам получили возможность профессионально реализоваться, и от довольных работодателей».

«Мои коллеги из Нижнего рассказывали, как запускали программу, — вспоминает Анастасия Титова. — Сначала, конечно, многие работодатели относились к этой идее настороженно, попробовать согласились немногие. Очень забавно, что они через пару месяцев вернулись с центр со словами: "А у вас есть еще подопечные? Мы хотим взять их на работу!" Потому что люди с аутизмом — это самые ответственные работники. Они очень честные, а еще обожают порядок и структуру, это их особенность. Следовательно, они всегда будут вовремя на работе, никогда не бросят дело на середине и не пропустят дедлайн, не уйдут с работы раньше даже на 5 минут. Просто мозг так устроен у людей. И ребята работают. Работают, получают зарплату, живут максимально самостоятельной жизнью, покупают себе на зарплату все свои "хотелки". Это же здорово. На самом деле, любой человек с аутизмом, может и семью завести, и детей родить. Он сделает все, что от него зависит, а дальше должно помочь общество, дать ему такую возможность».

«Аутизм — это не всегда нарушения интеллекта»: как Центр поддержки семьи «Обнажённые сердца» в Москве помогает детям

VI

Есть у Центра, и у Фонда в целом, и самая глобальная задача — это инклюзия. «Тут важно понимать, что это вообще такое, — говорит Инна Монова. — Инклюзия — это не организовать ресурсный класс в отдельном кабинетике, это дать возможность детям прийти в школу и участвовать в ее жизни вместе со всеми. А к этому нужно готовить не только детей с аутизмом, но и все общество в целом. Чтобы не было какого-то страха, жалости, неприязни, но было понимание».

«Кто-то сторонится людей с РАС, потому что считает, что они непременно агрессивные, есть такой миф. А кто-то их жалеет. Оба варианта — конечно, не про инклюзию, — добавляет Анастасия Титова. — Инклюзия строится не на жалости, а на искренней готовности общаться с человеком, который отличается от тебя, на равных. У меня вот нет аутизма, но я тоже много чего не могу. Не умею и все. Это не значит, что меня надо жалеть. До сих пор не всем очевидно, что аутизм — не равно интеллектуальная недостаточность. Люди с аутизмом все понимают. Да, у них есть своя специфика, но это не значит, что с 20-ти или 30-ти летним человеком с аутизмом можно разговаривать как с ребенком и сюсюкаться».

«Работа в этом направлении комплексная и очень непростая, — объсняет Инна Монова. — Мы начали ее давно, сотрудничали с разными культурными институциями, выпустили шесть книг на тему практической помощи людям с аутизмом, но в какой-то момент приостановили, в том числе из-за нехватки денег. Но мы будем возобновлять ее всеми возможными силами. За последние 5-7 лет многое поменялось в лучшую сторону, многие задумались о необходимости инклюзии, внедряют ее по-своему. Мы бы хотели собрать большое сообщество, в котором можно поделиться опытом, улучшать подход к инклюзии, потому что работать, безусловно, есть над чем. Так что, если возвращаться к принципу пирамиды, сейчас нам необходимо работать над ее "основанием", всячески расширять его и укреплять».

Сегодня, 10 октября, отмечается Всемирный день инклюзии. А это отличный повод вспомнить, что ее создание — задача не только благотворительных фондов, но и каждого из нас.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Время фитнеса
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: